В процессе первичной обшивки корпуса, постоянно сталкиваясь с мелкими и не очень проблемами, поймал себя на мысли, что «в рекламных проспектах ничего такого и не было». Действительно, как не почитаешь обзоры, на той же «Верфи на столе» например, так складыватся впечатление, что обшивка корпуса что-то такое незначительное, мол чего там описывать? Раз-два - и готово. Я же намучался с ней весьма. Считаю пока, что это самый сложный этап. Получается, что, или все молодцы, или я один такой хороший.
Поэтому я решил немного поправить направленность статей о сборке моей первой модели в сторону как бы «работ над ошибками». То есть в надежде, вдруг будет это читать такой же начинающий, который напортачит с чем-то и посчитает, что надо все бросить, раз у всех остальных это легко получается, я хочу показать, что многие ошибки, даже весьма крупные, можно исправить. Тут нам не пластик, не отлитые готовые детали, тут – огромные «допуски и посадки».
Я постараюсь в статьях больше внимания уделять способам исправления ошибок. Ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает...
А пока шла обшивка, по традиции, немного о сделанных параллельно надстройках. Носовая надстройка, как обычно собирается из полуфабрикатов:
После чего начинаем обшивать как саму надстройку, так и подвижный люк, и двери. По аналогии с кормовой надстройкой все будет обшито и с торца, что бы избежать «бутербродов»:
Носовая надстройка похожа на кормовую, собранную ранее, только меньше, и без окон. Зато с косой крышей... так что обшивать было не многим легче. Каждую боковую планку надо было подрезать, что бы получился скос под крышу:
Планки шириной 3 мм., но на сторону надстройки никак не умещается полное количество планок. Постоянно оставался зазор в 1 мм. на каждой стороне, а то и меньше. Вот тут и оценишь, как это много один мм. «Не думай о миллиметрах с высока»... Приходилось вот так мельчить, крошить планки:
Можно видеть планку менее 1 мм., расположенную правее отметки в один сантиметр на линейке. Далее, как обычно, обшиваем низ надстройки планками:
Не забываем и торцы крыши, так же укрепив туда уже известные рельсы для подвижного люка:
Описание создания носовой надстройки я специально сократил, так как этот процесс особо ничем не отличается от ранее описанного для кормовой надстройки. Так что, вот результат:
Теперь следующая надстройка, посложнее предыдущих. Это можно видеть уже даже из «скелета» оной:
Крышки, лежащие на фото слева, устанавливаются на скосы надстройки, и должны подниматься как «крыло чайки», открывая доступ на нижнюю палубу. Вот так (инструкция):
Еще когда я только рассматривал картинки в инструкции, я уже удивился, зачем на деревянных крышках защитная решетка? Какой в ней смысл? Потом я полазал по сайтам, посвященным, в частности, моделям Le Renard, и увидел, что на самом деле под защитной решеткой должны быть застекленые окна! Вот пример:
Тогда все правильно, тогда решетка по уму тут – защита стекол. Стало быть, будем делать правильно. Вырезаем окна:
И начинаем обшивать саму надстройку:
Как обычно, делаем окантовку снизу, обшиваем откидные крышки, не забывая торцы, а внутренние плоскости окрашивая темной краской, что бы не светилась фанера:
Раз у меня будут окна, то делать сложное крепление открытых крышек я не стал, ибо итак будет видно, что внизу. Так что прикрепил их намертво в закрытом виде, типа дождь пошел:
Теперь осталось самое сложное – защитные решетки. Всё такое мелкое... ровно сделать не получилось:
Задумал переделать... но понял, что пока не знаю, КАК это всё это делать правильно. Разметка отверстий по линейке ничего не дала, все равно все убежало. Сложить стопкой? Чем удерживать во время сверления? И вертикаль не выдержать – нет станка сверлильного вертикального, да еще и на диаметр сверла 0.75 мм. Тока все планки изведу бестолку. Решил, что пусть будет так:
Кривавато, но если приглядываться, а так – для первого раза сойдет, а на будующее буду думать, или искать в инете, как ловить микроны на миллиметрах... И последний штрих – обрабатываем торцы кронштейнов решеток, и покрываем всё лаком, надстройка готова:
Но вернемся к корпусу. И к ошибкам, которые можно исправить. Пока суть да дело, осталось установить последнюю планку первичной обшивки:
А вот и готовая черновая обшивка:
Теперь посмотрим внимательно на то, что получилось. Корма:
Нос:
Ужас, да? Это еще что... Как я не подгонял шпангоуты под планки, но таки не досмотрел! Одна планка вообще вон как легла:
Тут чуть отчаинье не накрыло. Так думаю, можно разводить костер, криворучка. Но вспомнился один совет с «Верфи на столе». Звучал он как-то так, примерно, «поверьте, двух миллиметров толщины планок вам за глаза хватит для обработки и подгонки корпуса». Решил проверить. Начал с кормы:
Уже лучше, не так ли? А теперь попробуем что-нибудь сделать с носом. Попытка номер один:
Еще далеко до приемлимого, но и уже не такой ужас-ужас, как был. Пока все не стер с носа, решил приложить форштевень, что бы посмотреть как оно будет:
М-да, как-то не очень, и кривая носа не та, и до нужной по чертежам позиции форштевень не дотянул миллиметров пять, даже за линию фальшбортов не вышел:
Продолжаю обрабатывать носовую часть, постоянно примеряя форштевень, и наконец, добиваюсь вот такой картинки:
Все обводы выведены до состояния, меня устраивающего. Дальше та самая планка, которая выперает столь ужастно. Наждачка, братцы, это сила! Где она теперь? Найдите:
Но корпус еще не доведен, еще есть недочеты. А пока надо заняться пушечными портами, и уключинами. Двойная фанера и много клея (да я его не жалел) обещают то еще развлечение... Сначала проделаем брешь в обороне противника:
Потом конической фрезой расширим отверстия, потом цилиндрической фрезой подойдем вплотную к краям шаблона отверстия, потом ножиком и надфелем добиваемся ровных краев:
Примерно так же, только тяжелее из-за значительно меньших размеров, делаем и уключины:
И вот всё готово:
Теперь можно закончить с обработкой корпуса под чистовую обшивку. Надо только подогнать выступающие части фальшбортов над черновой обшивкой, все окончательно зачистить и выровнять:
Добиваюсь ровной кривой (сорри, фокус куда-то убежал, я его не догнал):
Так же и на бортах:
В принципе всё готово к чистовой обшивке, но есть один нюанс – торцы пушечных портов и уключин. По пресловутой инструкции, они остаются, как есть – трехслойной фанерой. Понятно, что это никуда не годиться, их надо покрасить, так как обшивать там слишком сложно. Выбор цвета... а что тут выбирать? Хотя я и отказался от исторической окраски всего корабля, это не мешает частично соответствовать ей. Вот фото действующей ныне копии (можно даже на ней покататься, между прочим):
Итак, начинаем покраску:
С уключинами я решил поступить проще – покрасить темной краской, что бы показать таким образом их принципальное отличие от красных портов. И вот результат:
Специально снял с такого ракурса, что бы показать, что основное внимание было отдано внутренней стороне фальшборта, лишь бы там не наляпать, ибо пока непонятно, буду ли я там делать обшивку, или оставлю просто фанеру (по инструкции), а снаружи будет всё обшиваться. Ну вот, теперь можно приступать к чистовой обшибке корпуса, но об этом уже в другой раз...
Продолжение следует... |